Окунь. Работаем по-крупному.
Нам доподлинно известно, сколько должно пройти времени, чтобы из обычного полосатика получился трофейный экземпляр. Это, ни много, ни мало, 8-10 лет, или десяток зимних, весенних, осенних и летних сезонов, во время которого окуневое племя испытывает на себе жестокий пресс рыболовного внимания, щучьих и прочих жизненных перипетий.
Окунь – самая распространенная и доступная рыба наших водоемов. Их ловят и профессионалы, и любители, и дилетанты. В арсенале рыболова для него заготовлены блесны, воблеры, балансиры, мормышки и огромное количество натуральных наживок. И поэтому с большой долей уверенности можно сказать, что поимка в наших водоемах по-настоящему крупного окуня – большая удача и редкость.
Действительно, порой создается такое впечатление, что крупного окуня в наших озерах и реках попросту не бывает. Приходя на рыбалку на один и тот же водоем, мы постоянно ловим один и тот же размер, придумывая байки о «сорном» окуне, который и в преклонном возрасте будет весить все те же 100 грамм.
В ошибочности этой сентенции я убедился, когда после неудачного применения химии на полях на небольшом сельском прудике случился массовый мор. Прудик этот находился в окружении полей, на которые, по последнему снегу, сыпанули что-то красное. Снег неожиданно и быстро стаял, а все, что не попало в землю, ушло в пруд. Концентрация отравы в небольшом водоеме была, судя по всему, высокой и вся рыба погибла.
Осматривая белые от рыбы берега, я с удивлением замечал, что среди стандартного по местным меркам матросика, изредка попадались и настоящие гиганты. Конечно, сложно определить по гниющей рыбе, какого веса и размера она была при жизни, но то, что в этой куче лежали особи, некогда весившие около килограмма, сомнений не было.
Удивление мое усиливал тот факт, что это озерцо я прекрасно знал и регулярно наведывался сюда после работы с ультралайтом погонять ту самую матросню. Периодически мне попадались и мелкие щучки, которые, если не обгрызали приманку, вносили долю разнообразия в это чисто домашнее развлечение. Как я уже говорил, водоем был мне известен, и я ловил в нем довольно часто на протяжении нескольких лет в разное время и даже зимой. Самое интересное, что за все это время мне ни разу не попалось ничего достойного.
Тем не менее, хороший окунь в водоеме был. Конечно, в соотношении, процент «крупняка» был мизерным. На двадцать шагов вдоль сплошной полосы мелочевки, попадался один достойный экземпляр. Сколько это? Один на миллион? – Наверное. Но факт остается фактом – при всей регулярности и различных приманках (на этом же водоеме, ввиду удобства его расположения я постоянно тестировал все вновь приобретенные воблера и блесны), крупного ничего я не поймал. Размышляя на эту тему, я пришел к заключению, что я не поймал, потому что не ловил, то есть резвился с малышами в песочнице, вместо того, чтобы заняться серьезным делом.
Находясь под впечатлением от этого события, я стал больше доверять материалам по ловле трофейного окуня и кое-что брать на вооружение. Скажу сразу – первого достойного внимания окуня я поймаю еще не скоро. Карельские и волжские «горбачи» – не в счет. Я имею в виду «домашнюю» рыбалку на самом обычном водохранилище, где в выходные рыболовов больше, чем активной рыбы.
Первый стереотип, который необходимо безжалостно сломать, чтобы рыба в уловах стала крупнее – правильный подбор приманки для окуня. Конечно, никто не отрицает уловистости вертушек, размером в два нуля и миниатюрных твистерков. Крупный окунь не отрицает такого размера и, более того, отлично реагирует на всевозможную мелочевку, случайно оказывающуюся в его поле зрения. Реагирует и клюет, если успевает.
Цепляя, к примеру, мелкий воблерок, мы тем самым существенно расширяем ассортимент атакующего хищника. К нам на крючок могут попасться как крупный, так и мелкий, годовалый окунек. А поскольку мелочи в любом водоеме заведомо больше, шансов поймать что-то достойное, практически нет. Скорее произойдет поклевка матросика – их больше, они не так осторожны и гораздо проворнее осторожного и умудренного опытом трофейного окуня.
Поэтому, прежде всего, чтобы отсечь любые поползновения многочисленной мелкой братии, размер приманки увеличиваем. Если вертушка, то от 3-его номера и выше, соответственно, такой же формат сохраняем для воблеров и всех остальных типов приманок.
Кроме этого, надо иметь в виду, что крупный окунь очень редко появляется на мелководных участках и еще реже атакует там приманку в присутствии рыболова. Крупный окунь – очень осторожен, поэтому, поймать его реальнее всего на глубоких местах. Соответственно, приманки подбираем тяжелые, с возможностью облова глубоких мест.
Теперь немного подробнее о приманках.
Наиболее эффективным вариантом для начала сезона нужно признать силиконовые виброхвосты, твистеры и поролоновые рыбки. Вода в этот период еще холодная, а окунь слаб после зимы и не так подвижен. Это, кстати касается и объектов его охоты. Поэтому, наиболее натуралистичной в этот период будут не слишком шумные и резвые приманки. Проводка под них подбирается соответствующая.
После нереста активность окуня возрастает и теперь вполне можно использовать, наряду с силиконом, вращающиеся блесны, различных типов и окрасок. Классической, в понимании крупного окуня будет вертушка от Мепс, Аглия Лонг, №4. Неплохо оснастить тройник оперением из красных шерстяных ниток, либо просто надеть на цевье тройника красный кембрик – окунь это очень любит.
Кстати, к красному цвету у окуня особое отношение. Ни одна другая рыба, включая щуку, не любит красные приманки так, как окунь. Специально по этому поводу, я всегда беру с собой на окуневую рыбалку ярко красные твистеры и воблеры. Особенно актуально это в середине и в конце лета.
На протяжении всего сезона открытой воды по крупному окуню великолепно работают разные воблеры, тонущие, плавающие и суспендеры самых разных производителей. Самое интересное, что «фирменность» приманки не всегда является показателем успеха. На практике, иногда даже китайские изделия с названием «Гирячий Рыбок» тоже показывают результат, хотя, лучше, конечно не рисковать.
Летом, когда верхние слои воды достаточно прогреваются, чтобы к поверхности стала подниматься уклейка и другая кормовая рыбка, крупный окунь частенько поднимается за ней к поверхности. В это время очень уместны будут различные попперы и волкеры. Кстати, во время окуневого боя, при облавливании так называемых котлов, необходимо помнить, что мелкий окушок, который в основном и проявляет себя всплесками на поверхности, не ходит рядом с крупным. Если мелочь жирует на поверхности, крупного есть смысл поискать чуть глубже, на метр ниже, или даже возле самого дна в районе «котла».
Это было подмечено на Волжских раскатах, когда на поппер бросались окуньки, чуть больше самой приманки, а тут же рядом, на джиговую проводку по дну ловился крупный. Кстати, там же неплохо зарекомендовали себя крупные спиннербейты. Отработав на благодатном волжском материале эти очень необычные приманки, я стал активно применять их и дома.
То, что они отлично работают в зарослях травы и тростника, было известно из многочисленных анонсов и рыболовных отчетов. Однако, кроме нескольких щучек, на спиннербейт я, в общем-то, ничего не поймал. Но, поработав основательно с этой приманкой в местах, где окуня было очень много, в итоге понял, что ему нужно.
Спиннербейт отлично работает, как джиговая приманка. При равномерной проводке этой очень парусящей приманки, ее рано или поздно, все же приподнимает слишком высоко от дна. Крупный окунь практически всегда находится в самом низу, и поэтому спиннербейт был не очень востребован. А практически нужно не бояться положить его на дно. Самое интересное, что поклевки случаются даже на паузе, когда приманка просто лежит без движения. Этот феномен долго оставался загадкой, пока я не посмотрел, как это выглядит на мелководье. Упав на дно, спиннербейт продолжает играть – резиновые волоски юбки продолжают еще 5-10 секунд раскачиваться и шевелиться. Очень продуктивным в такой ситуации будет так же слегка сдвинуть лежащий на дне спиннербейт, подняв облачко мути. Поклевку в таком случае надо отслеживать, как при джиге, по кончику. Похожий прием можно практиковать и с тяжелыми блеснами, как вращающимися, так и колеблющимися, делая проводку своеобразной ступенькой в районе дна.
Крупный окунь редко образует большие стаи и кормится в основном небольшими группами, по 2-3 особи. Поэтому, если у вас произошла поклевка, реализованная или пустая, есть смысл заякориться и обловить это место «поподробнее». Скорей всего, за первым окунем обязательно последует и второй. Такие дуплеты встречаются довольно часто, поскольку поимка одного из группы нисколько не пугает остальных, особенно, если окунь в это время активно кормится. Обычно, первым попадает самый крупный, а за ним, вдогонку идут собратья помельче, но то же вполне весомые.
Относительно мест, где можно гарантированно поймать крупного окуня, можно сказать следующее – готового рецепта нет. Крупный окунь может взять со дна, в глубокой яме, может атаковать приманку в полводы и на поверхности. Случались поклевки и на откровенном мелководье, но, с небольшой оговоркой. Все поклевки хорошего окуня на мелководье были реализованы на противоположном берегу реки или при дальнем забросе с лодки в сторону берега. Кстати, больше половины удачных забросов были сделаны на всплеск, а поклевка происходила в самом начале проводки. Поймать речного окуня, проводя блесну вдоль своего берега против течения, мне ни разу не удавалось и вообще, подобные проводки – просто потеря времени. Максимум, на что можно рассчитывать в этом случае – небольшая травянка, или матросик.
Если речь вести о реках и «вращалках», то самыми продуктивными были проводки по течению. Правда, для этого нужно иметь приманки, которые позволяют это сделать, то есть, лепесток не должен сбиваться и зависать на самых малых оборотах. Конечно, риск потери блесны в таком случае многократно возрастает, особенно, на лесных речках с закоряженным дном. Но риск в данном случае оправдан – блесна идет прямо навстречу хищнику, он ее отлично видит и слышит, а рыболов в это время для него практически невидим, если, конечно, не шумит.
В озерах и водохранилищах успешно охотиться за крупным окунем можно только с лодки. Прибрежная зона – вотчина ультралайта и поплавочки, но никак не среднего или тяжелого спиннинга. При поиске рыбы основное внимание необходимо уделить всем неровностям дна, различным препятствиям и перепадам – все, как при ловле судака. Если водоем хорошо известен, то ориентироваться можно и на глазок, но продуктивнее, все же пользоваться эхолотом. При отсутствии оного, можно пробовать метод «дрифтинг», то есть, отпустить лодку дрейфовать по ветру и в это время ловить веерными забросами. Очень удобно при таком раскладе иметь несколько снаряженных спиннингов – один с джиг-приманкой, второй с вертушкой, а третий с «колебалкой» или воблером. Несмотря на кажущуюся медленную скорость перемещения лодки, за время смены приманки она успевает довольно много проплыть, поэтому, имея под рукой несколько удилищ, можно оперативно их комбинировать, найдя тот самый вариант, который на сегодняшний день наиболее востребован.
Иван Ткачев